Что такое овербукинг?

Достаточно часто российские туристы сталкиваются с разными трудностями. Некоторые из них возникают непроизвольно, а другие можно отнести к специально разработанным системам, ориентированным на максимальное извлечение средств с путешественников. Сегодня мы поговорим об одной из них – об овербукинге. Тема достаточно неновая, однако довольно актуальная.

Дословный перевод будет звучать как «перебронирование», «сверхбронирование», «перепродажа». Другими словами, овербукинг – это положение, при котором продается больше мест, чем есть на самом деле. Например, компания продала больше авиабилетов на рейс, чем позволяет вместимость самолета. В таких случаях получается, что и пассажиров регистрируется больше.

Конечно бывает когда по каким-то техническим причинам самолет не может вылететь и его заменяют другим, менее вместительным. Однако все сводится к тому, что в обоих ситуациях часть пассажиров не может вылететь своим рейсом и, чаще всего, это не случайность, а грамотно подобранная стратегия сбыта услуг. Эта стратегия была разработана американскими авиакомпаниями еще в середине 50-х годов прошлого столетия: они выяснили, что, продавая больше положенного, компании смогут увеличить прибыль от продаж билетов на 7%.

Мировая статистика показывает, что в среднем на каждый рейс по каким-либо причинам не попадают около 10 % пассажиров. Это может быть банальное опоздание или обычная смена планов — очень часто пассажиры, стремясь сэкономить, покупают билеты в обе стороны, а обратным рейсом лететь не хотят.

Главный закон бизнеса — минимизировать убытки и увеличить прибыль. Как любая бизнес-сфера, авиакомпании стремятся следовать этим правилам, поэтому ради того, чтобы самолет взлетел с максимальным количеством пассажиров, они идут на такие «трюки», как овербукинг.

Зачастую, использование этого маркетингового хода неблагоприятно сказывается именно на пассажирах. Статистика утверждает, что жертвами овербукинга может стать 1% ежегодно летающих.

Более подробно

2-min

 

Овербукинг широко применяется во всех странах мира, более того, он законодательно регулируется в странах Европы, США и т.д. Все нормы и правила прописаны в уставе Международной ассоциации воздушного транспорта. А что же в России?

Российские экономисты уверяют, что овербукинг должен стать нормой для всех компаний-перевозчиков, основанной на законодательной базе. Однако пока — это только разговоры. На деле — не все авиакомпании применяют эту практику. Среди российских авиакомпаний, Аэрофлот — одна из немногих, которая применяет овербукинг и постоянно предлагает внести правки в законодательство по его применению.

Зачастую овербукинг делиться на две категории:

  • Плановый – когда пассажиры не являются на рейс в силу некоторых причин (в таких случаях пассажиры могут предупредить авиакомпанию и просить о переносе поездки на другую дату. Для подобных ситуаций существуют «билеты полного экономического класса», в которые уже входит неустойка за неявку пассажиров, даже без предварительного предупреждения. В обязанности компании входит возвращение всей стоимости билета либо перенос даты вылета);
  • Ситуативный – когда самолет из-за неисправности либо по другим причинам не может осуществить вылет (в подобных ситуациях его заменяют другим, чаще всего с меньшей вместимостью. И тогда, конечно, не все купившие билеты могут осуществить вылет. В таких случаях первым делом страдают пассажиры эконом-класса. Хотя на западе персонал компании, прежде всего, обязан найти максимальное количество добровольцев (которые особо никуда не спешат), готовых полететь следующим рейсом.

В подобных ситуациях должен быть предусмотрен целый ряд программ, которые, в первую очень, сводят к минимуму все возникшие осложнения. Для этого нужно:

  • как можно быстрее дать возможность пассажиру улететь, посадить на ближайший самолет, в котором будут свободные места (даже если это будет компания-конкурент);
  • покрыть все расходы клиента (номер в отеле, еда);
  • возместить моральный ущерб (чем дольше пассажир ожидает самолет – тем больше сумма компенсации).

Всё вышеперечисленное зачастую относится к международным компаниям. Российские, обычно, руководствуются своими собственными сводками правил. Однако они также могут отправить пассажиров следующим рейсом, выплатить компенсации (если вылет задержан более чем на 12 часов) и т.д.

Если овербукинг коснулся Вас

Не удалось улететь, и задержка произошла не по Вашей вине? В таких ситуациях пассажиру полагается полная материальная компенсация за купленный им билет. Сообщите сотрудникам компании, что Вам не хватило места. Не уезжайте из аэропорта, пока ситуация не разрешится. При нехватке места на регулярном рейсе, можете требовать возврат денег (даже через суд) или пересадку на другой самолет. Летите западной авиакомпанией? Смело требуйте денежную компенсацию за моральный ущерб! А если Вы ожидаете своего рейса длительное время, то имеете полное право получить бесплатное размещение в отеле, еду. Все расходы нужно задокументировать.

Пример компенсации в Европе:

  • если полет до 1500 км при задержке до 2 часов – компенсация 125 евро;
  • если полет 1500-3500 км при задержке до 3 часов – компенсация 200 евро;
  • если полет 3500 и более при задержке более 4 часов – компенсация 600 евро.

Бывают и плюсы

Часто летающие пассажиры, знают — если без принуждения отказаться от посадки в пользу других и немного подождать, можно получить внушительную сумму в качестве компенсации. Если Вы в Европе — смело требуйте отель в центре города, питание и трансфер. Также можно попросить первый класс на следующий рейс. Кроме вышеперечисленных бонусов. Вы получите 400-600 евро и благодарность, соответственно.

Удачных всем посадок и перелетов!

Ответить